От гармошки до бандонеона. Бандонеон — музыкальный инструмент — история, фото, видео Бандонеон аргентинское танго


Первые гармоники, типы гармоник.

Давайте сначала разберемся с определением понятия "гармоника" и принцип ее звукообразования.

Термин "гармоника" в современной классификации инструментов имеет обобщающий смысл и подразумевает под собой все инструменты с источником звука в виде металлического язычка, колеблющегося в особой рамке под действием воздушной струи.

Ранее во всей инструментоведческой литературе под понятием "гармоника" было принято понимать не только типовое определение язычкового пневматического инструмента - этим термином обозначались диатонические, с горизонтальным движением меха инструменты, имеющие одно- и двухрядные правые клавиатуры и небольшой набор кнопок басо-аккордового аккомпанемента на левой клавиатуре.

На практике, и в научной, и в методической литературе, иногда встречались выражения типа: "гармоника превратилась в баян ". Однако в таком понимании заключалась общераспространенная ошибка. Так как баян - хроматический инструмент со значительно более широким диапазоном, трех- пятирядной клавиатурой и развитой системой басо-аккордового аккомпанемента - тоже один из видов гармоники. Следовательно, как считает профессор М.И.Имханицкий, гармоника не может превратиться в гармонику. Название же упомянутого диатонического фольклорного инструмента должно быть аналогичным его наименованию в народе - гармонь.Именно поэтому термином "гармоника" следует называть различные виды гармоник - ручные, ножные и губные.

Принципиальное устройство гармоники.

Во всех гармониках звук извлекается в результате действия воздушной струи, которая вызывает колебания металлического свободно проскакивающего язычка (голоса). На современных инструментах язычок этот крепится одним концом с помощью клепки на металлическую (алюминиевую или медную) рамку. Рамка вместе с наклепанным язычком называется планкой. Планки бывают различной длины - чем длиннее планка (т.е. длиннее язычок) - тем звук ниже, чем короче - тем звук выше. Чем сильнее давление воздушной струи во время звукоизвлечения, тем больше амплитуда колебания язычка, а, следовательно, громкость звука; чем слабее - тем звук делается тише. Это позволяет получать различные оттенки во время игры. При увеличении или уменьшении амплитуды колебаний высота звука не изменяется.

Принцип извлечения звука с помощью проскакивающего язычка, колеблющегося под воздействием воздушной струи был изобретен в Китае около 2 - 3 тысяч лет до н.э. Такой принцип звукообразования применялся на инструменте шэн, который представлял собой полукруглый корпус с вделанными в него бамбуковыми или тростниковыми трубочками. В нижних концах трубочек имелись металлические пластины с вырезанными в них язычками. Планка и рамка представляли собой единое целое. Исполнитель вдувал воздух через мундштук, который находился сбоку корпуса. Звук возникал в трубке, только если закрыть отверстие пальцем. Позднее шены распространились по всей Юго-восточной Азии (Бирма, Лаос, Тибет, Япония). Шэн считался в Китае и Японии священным инструментом, т.е. пригодным для исполнения священной музыки.

Губная и ручная гармоника.

В конце ХVIII века шэн попадает в Европу, становится известным его принцип звукообразования. Органные мастера начинают активно использовать новый принцип звукоизвлечения на основе колеблющегося металлического язычка в конструкциях портативных органов. Так в конце ХVIII - начале XIX века появляются: Инструмент Ф.Киршника, Бибельгармоника, Оркестрион Й.Фоглера, Пангармоника И.Мельцеля, Пианино-орган Л.Зауэра, Орган-экспрессив Г.Гренье, Элодикон И.Бушмана, а также различные типы Фисгармоний - ручная, раскладная портативная, органного типа. Нагнетание воздуха в них для образования звука выполнялось мехами, которые приводились в движение при помощи ног исполнителя. В некоторых конструкциях играющему на портативном органе требовался специальный помощник для накачивания ручного меха во время игры.

Первая губная гармоника была изготовлена И.Бушманом в Берлине В 1821 году. Свой новый инструмент он называет "аура", но это название за ним не закрепилось, и, распространяясь, он получил название "губная гармоника". В 1820-е годы производство губных гармоник организуется в немецких городах Троссинген, Франкфурт-на-Майне и Клингенталь. Сначала инструменты имели диатонический однооктавный звукоряд, затем, в процессе развития расширялся диапазон новых конструкций губных гармоник, появились хроматические модели, некоторые гармоники, например, венской системы, настраивались в разлив (тремоло-настройка). Идея создания губной гармоники с клавиатурой (1825 год) принадлежит английскому ученому-физику и конструктору Чарльзу Уитстону (1802-1875). Симфониум, как он назвал свой инструмент, распространения не получил, однако его идеи продолжали развиваться. Во второй половине ХIХ века получают распространение различные виды губных гармоник с клавиатурой (даже с двумя клавиатурами) - гармоника-флейта, аккорден и т.п.

Первые достоверные факты, касающиеся производства ручных гармоник , можно датировать 1829 годом. Связаны они с изобретением венского мастера-изготовителя фортепиано и органов Кирилла Демиана (1772-1847). Вместе со своими сыновьями Гвидо и Карло он создает новый инструмент - гармонику с горизонтальным движением меха. 23 мая 1829 года К.Демиан официально запатентовал в Вене свой инструмент, который назвал "аккордион" (от слова "аккорд" - каждая из пяти клавиш правой клавиатуры позволяла извлечь на нем определенные аккорды на разжим и сжим меха; впоследствии в окончании слова буква "и" была заменена на "е"). Данное изобретение отличалось от более ранних образцов ручных гармоник другой системой подачи воздуха к металлическим язычкам. В любых портативных видах органов, как и в фисгармониях, воздух, нагнетаемый вертикальным сжимом меха, поступал к язычку через распределительную камеру - это придавало звучанию динамическую ровность из-за равномерного и постоянного по силе давления воздушной струи на язычки. У К.Демиана же воздух подавался к язычкам напрямую, благодаря чему звук стал динамически управляемым: появилась возможность не только регулировать силу давления воздуха, меняя тем самым уровень громкости, но и сделать атаку звука акцентной. Каждый мелодический звук в аккордионе Демиана составлял единый комплекс с аккордом. В том же 1829 году через несколько месяцев после создания первой модели, появляются инструменты, уже снабженные двумя рычажками в левой клавиатуре для извлечения басовых звуков и имевшие шесть клавиш в правой. Принципиально важным в конструкции изобретателя было то, что размеренные чередования басов левой и аккордов правой клавиатур позволяли создавать простейший аккомпанемент и на редкость четкую пульсацию метра. Как только на гармонике появляется чередование простейшего басо-аккордового аккомпанемента, он становится именно тем инструментом, который мы называем гармонью.

Сразу же после получения К.Демианом патента на изобретение инструмент начинает стремительно распространяться. В 1829 году немецкий мастер Иоганн Глиер впервые организует в г. Клингенталь фабричное изготовление гармоней, после чего в Германии развертывается их массовое производство. Вслед за Германией такое производство различных моделей гармоней начинается активно развиваться в ряде европейских стран, особенно в Швейцарии, Франции и Италии.

Уже в 1831 году Кирилл Демиан изготовил "усовершенствованную гармонику" у которой в одном ряду были звуки определенной тональности, а в другом - недостающие полутона. В левой же клавиатуре появился диатонический басовый звукоряд, в котором имелось несколько хроматических звуков. В этой гармонике частично использовался принцип одновысотности звуков на разжим-сжим меха (в дополнительных полутонах правой клавиатуры и в басах на левой). В 1834 году появляется венская "Аккордионная школа" Адольфа Мюллера - методическое пособие, предназначенное для ручных хроматических гармоней.

Между гармоникой и бандонеоном: концертина.

В 1827 году Чарльз Уитстон в Лондоне создает концертину. В 1829 году Ч.Уитстон получает патент на свое изобретение, а в 1832 году он создает хроматическую концертину . Прототипом для создания концертины послужил, изготовленный двумя годами ранее симфониум. Несколько позже инструмент Уитстона получает название английская концертина. Изобретенный им музыкальный инструмент оказался чрезвычайно удачным по конструкции и просуществовал более ста лет без существенных изменений - впоследствии был лишь расширен диапазон. Концертина имела небольшой по размеру корпус шестиугольной формы (позже стали изготавливаться восьми- и двенадцатигранные корпуса), непосредственно на котором расположены кнопки, между корпусами имелся мех. Вскоре английская концертина получает широкое распространение в ряде европейских стран, в том числе и в России. Начинают издаваться методические руководства по игре на конецертине . К середине XIX века появляются выдающиеся исполнители-концертинисты - Джулио Регонди (1822-1872). Этот музыкант гастролирует в различных европейских странах, получает популярность не только как исполнитель, но и как композитор. Им были созданы для концертины два концерта, множество этюдов, ряд пьес. Примерно в то же время (середина ХIХ века) для концертины появляются достаточно развернутые сочинения: в 1850 немецкий композитор и скрипач Бернард Молик (1802 - 1869) создает для концертины с оркестром Концерт№1, а спустя 11 лет - Концерт№2. Кроме того Б.Молик написал для концертины с фортепиано цикл "Падающие листья" и "Шесть характерных пьес". Несколько позднее появляются Анданте и Аллегро, Квинтет для концертины и струнных инструментов английского композитора Джорджа Александра Макфаррена (1813-1887).

Именно концертина явилась ближайшим прообразом баяна с выборной левой клавиатурой. Хроматический звукоряд ее правого и левого полукорпусов позволял художественно убедительно исполнять на ней не только образцы популярного бытового репертуара, но и классической музыки.

Но все же концертины имели лишь мелодические звуки - басо-аккордовый аккомпанемент здесь отсутствовал. Поэтому играли на них, как правило, в сопровождении других аккомпанирующих инструментов - фортепиано, гитары, различных инструментальных ансамблей и оркестров.

В 1834 году в Германии, в городе Хемнице мастером-конструктором Карлом Фридрихом Улигом (1789-1874) была сконструирована другая разновидность инструмента, получившая название немецкой концертины. Она имела четырехгранный корпус, тембр был более насыщенным, поскольку голоса, в отличие от английской концертины, удваивались в октаву. Звучание язычков на разжим и сжим меха при нажатии кнопки было различным. Если английская концертина являлась инструментом чисто мелодическим, то кнопки левой клавиатуры немецкой концертины, хотя и позволяли извлечь лишь по одному звуку на разжим и сжим меха, были в большей степени приспособлены для аккомпанемента мелодии, исполняемой на хроматической правой клавиатуре.

Хроматический инструмент бандонеон.

В 1840 году в немецком городе Креффельде мастером Генрихом Бандом (1821-1860) на основе немецкой концертины был создан новый хроматический инструмент - бандонеон . Он также, как и концертина, имел разные звуки на разжим и сжим меха при нажатой кнопке и обладал особенно широким диапазоном со временем достигшим более четырех октав в обеих клавиатурах. Спустя некоторое время бандонеон попадает в страны Латинской Америки, где получает широкое распространение. Новую известность бандонеон получил уже во второй половине ХХ века, благодаря неутомимой творческой деятельности выдающегося аргентинского композитора и бандонеониста Астора Пьяццоллы.

Хотя бандонеон изобретен относительно недавно, не существует однозначного мнения о его происхождении. Его можно считать прямым потомком немецкой концертины, изобретённой Карлом Фридрихом Улигом в Чемнице около 1835 года. Многие исследователи сходятся во мнении, что к изобретению бандонеона имел непосредственное отношение немецкий музыкант и торговец музыкальными инструментами Генрих Банд, родом из города Крефельда. Достоверно известно, что Банд открыл свой музыкальный магазин в 1843 году и предположительно в 1846 году здесь им мог быть продан первый бандонеон. Считается, что бандонеон унаследовал фамилию своего вероятного создателя. Впрочем, встречались и иные вариации названия этого инструмента: бандонион, банденеон, бандолион, бандолеон, мандолин, мандолеон.

Как бы то ни было, бандонеон получил в Германии большое распространение. Было создано "Общество любителей игры на немецкой концертине и бандонеоне", издавалась даже специальная газета. Бандонеон стал не только любимым домашним инструментом, но и стал использоваться в профессиональном музицировании: было создано большое количество ансамблей и оркестров.

Бандонеон поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, но в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров.

Первые образцы бандонеона были завезены в Буэнос-Айрес в конце XIX века, предположительно около 1870 года при весьма туманных обстоятельствах. Первым, кто включил бандонеон в музыкальный ансамбль, был Доминго Санта-Крус. Флейты, гитары и скрипки (изредка мандолины и аккордеоны) составили первые ансамбли с участием бандонеона.

Одним из наиболее известных исполнителей на бандонеоне был аргентинский композитор Астор Пьяццолла, сочинивший для него большое количество произведений.

Бандонеон был сконструирован Генрихом Бандом в Креффельде в 1840 году на основе немецкой концертины. Он имеет четырехугольную форму и дает два разных звука при смене движения меха (то есть звуков извлекается вдвое больше, чем имеется кнопок на клавиатуре). Мех многоскладчатый, с двумя перерамками. Наверху каждого перерамка - колечки, за которые завязываются концы шнурка, служащего для поддержки инструмента.

Сначала инструмент имел до 28 кнопок (56 тонов), со временем количество кнопок достигло 72 (144 тона) - этот диапазон клавиатур создан на унифицированной модели в результате многих коллективных усилий и был принят как стандарт. Клавиатура у бандонеона (в отличие от немецкой концертины) располагается в вертикальном направлении, и кнопки размещаются не в четырех, а в пяти рядах. Несколько иное и расположение звуков на клавиатуре.

Бандонеоны строились (как и немецкие концертины) в тональностях соль, ре, ля, ми мажор. Октавное звучание голосов в них бывает двух- и трехголосным (одновременно звучат внутри инструмента два или три голосовых язычка в октаву).

При игре на бандонеоне правая рука продевается под правый, а левая - под левый кистевой ремень; ремни плотно прилегают к кисти при разжиме меха, а при сжиме тыльной стороной кисти упираются в деревянные выступы - колодочки. В игре участвуют на обеих руках по четыре пальца. Большой палец правой руки лежит на рычаге воздушного клапана и регулирует дополнительную подачу воздуха в мех и из меха при игре.

Бандонеон получил в Германии большое распространение. Было создано «Общество любителей игры немецкой концертине и бандонеоне», издавалась даже специальная газета. Бандонеон стал не только любимым инструментом в доме но и в профессиональном музицировании, создается большое количество ансамблей и оркестров. Для ансамблевой игры стали производиться бандонеоны-пиколо (звучит на октаву выше обычного) и бандонеоны-басы (звучат на октаву ниже). Много издается литературы для квартетов и ансамблей бандонеонов.

Учебные руководства и сборники песен и танцев сначала издавались по цифровой системе, затем был осуществлен переход на нотно-цифровую. Для бандонеона издано много различной нотной литературы. Наиболее известные авторы школ и самоучителей - О. Бальман, В. Першман, Ф. Кале. Кроме большого количества переложений, издается много оригинальных произведений В. Першмана, Г. Наумана, О. Бальмана, X. Амброзауса, П. Естеля и других. Известны и виртуозы-солисты на этом инструменте (И. Шрамм, В. Першман, Астор Пьяццола).

В 1926 году Э. Куссеров и Р. Миклиц разработали более удобную систему клавиатур для бандонеона. Их инструменты (получившие название «бандонеона системы Куссерова») имели полную хроматическую гамму звуков, а главное - одинаковое звучание голосов при смене движения меха. Э. Куссеровым была создана школа игры на бандонеонах этой системы.

В наши дни бандонеон продолжает пользоваться популярностью в Германии, где преподавание игры на этом инструменте ведется в музыкальных кружках и школах народной музыки. Бандонеон очень популярен и в Аргентине, где он уже давно считается национальным инструментом. Там бандонеоны делаются трех и даже четырехголосными.

"Бандонеон был изобретён в Германии,

чтобы аккомпанировать церковной службе,

но очень быстро нашёл себя

в публичных домах Буэнос-Айреса".

Астор Пьяццолла

Без бандонеона невозможно представить музыку танго, именно он придает ей неповторимое пронзительное звучание.


Виллем Хаенраетс. "Бандонеон"

Бандонеон относится к группе язычковых музыкальных инструментов. Звук издают колебания металлических язычков, когда воздух, нагнетаемый мехами во время игры, проходит сквозь щели в металлических пластинах.

Весит инструмент около пяти килограмм, его размеры 22 х 22 х 40см.

Бандонеон фирмы "Pigini"

Бандонеон имеет четырехугольную форму и дает два разных звука при смене движения меха. На вдохе мехов и на выдохе одна и та же кнопка бандонеона может играть разные ноты. Кроме того, качество звука можно сделать разным, добавляя в игру колено ноги, на которую кладется бандонеон во время игры.

Элайн Хьюз. "Бандонеонист"

Хотя бандонеон изобретен относительно недавно, не существует однозначного мнения о его происхождении. Его можно считать прямым потомком немецкой концертины, изобретённой Карлом Фридрихом Улигом в Чемнице около 1835 года. Многие исследователи сходятся во мнении, что к изобретению бандонеона имел непосредственное отношение немецкий музыкант и торговец музыкальными инструментами Генрих Банд, родом из города Крефельда. Достоверно известно, что Банд открыл свой музыкальный магазин в 1843 году и предположительно в 1846 году здесь им мог быть продан первый бандонеон. Считается, что бандонеон унаследовал фамилию своего вероятного создателя. Впрочем, встречались и иные вариации названия этого инструмента: бандонион, банденеон, бандолион, бандолеон, мандолин, мандолеон.

Как бы то ни было, бандонеон получил в Германии большое распространение. Было создано "Общество любителей игры на немецкой концертине и бандонеоне", издавалась даже специальная газета. Бандонеон стал не только любимым домашним инструментом, но и стал использоваться в профессиональном музицировании: было создано большое количество ансамблей и оркестров.

Бандонеон поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, но в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров.

Первые образцы бандонеона были завезены в Буэнос-Айрес в конце XIX века, предположительно около 1870 года при весьма туманных обстоятельствах. Первым, кто включил бандонеон в музыкальный ансамбль, был Доминго Санта-Крус. Флейты, гитары и скрипки (изредка мандолины и аккордеоны) составили первые ансамбли с участием бандонеона.

Бандонеон. История инструмента

В мире очень много музыкальных инструментов, характеризующих страны, в которых они стали максимально популярны. Разных видов гармоники во всем мире достаточно большое количество. Взять, к примеру, бандонеон, получивший название в честь своего изобретателя – Генриха Банда, появился в Германии. Здесь инструмент использовался изначально для исполнения церковной музыки.

В конце XIX века бандонеон попал в Аргентину. Появился бандонеон в Аргентине по простой случайности: его привез с собой немецкий моряк, который на берегах Аргентины поменял инструмент на бутылку виски.

С 1880 года бандонеон стали применять в танго-оркестрах. До бандонеона использовались многочисленные инструменты: гитара, флейта, скрипка, фортепиано, но ни один музыкальный инструмент не давал того эффекта, который привнес своими щемящими звуками бандонеон. Инструмент стал главным символом аргентинского танго .

В Аргентине даже есть праздник – национальный день бандонеона, который отмечается 11 июля. Этот день выбран не случайно. Это день рождения виртуозного музыканта в игре на аргентинском бандонеоне Анибала Троило.
Латинская Америка вообще славится любовью к музыке и танцам, поэтому, национальные дни, посвященные музыке - это особая традиция. Так же о популярном бразильском фестивале множество разных историй.

Как звучит бандонеон?


Духовой, язычковый инструмент бандонеон имеет уникальное звучание, благодаря которому аргентинское танго и стало таким популярным и узнаваемым.
Когда воздух в мехах создает колебания металлических язычков, при входе и выходе одной и той же кнопкой может воспроизводиться разная нота.
Характер звучания бандонеона грустный и драматический. Но именно такие звуки дают тот неповторимый эффект, который и заставляет заслушиваться его мелодиями.

Музыкальный инструмент стал очень популярным в оркестрах Аргентины, поэтому в 1930 году немецкий производитель Альфред Алнольд экспортировал бандонеоны в Аргентину в количестве почти 2500 шт.

Играть на бандонеоне несложно тем, кто знаком с игрой на гармони, баяне, аккордеоне. Принцип игры подобен этим инструментам. Однако особенность все-таки существует: на бандонеоне необходимо играть попеременно: сначала правой рукой, а затем левой, таким образом каждая часть музыкального инструмента действует независимо друг от друга, а клавиши могут издавать разные звуки, которые иногда сравнивают со звуками органа.

В чем различия аккордеона и бандонеона?

Игра на аккордеоне подразумевает работу левой руки, благодаря которой нажатием на клавиши, появляются различные звуки. Правая рука во время работы левой, держит определенный набор клавиш, без перебора. Таким образом, игра на аккордеоне получается не сложной и гармоничной. В аккордеоне есть 5 вибрирующих звуков с правой стороны, которые помогают издавать совершенно различные звуки при производстве игры.

Играя на бандонеоне, музыкант с помощью правой руки генерирует только одну ноту, вследствие чего увеличивается сложность игры на инструменте левой. С помощью такой игры можно производить совершенно различные музыкальные партии, которых получается намного больше, чем при игре на аккордеоне. Бандонеон имеет всего 2 вибрирующих звука, которые появляются с помощью нажатия на кнопки. Такие звуки издают принципиально другой, отличный от аккордеона, тембр.

Как играют на бандонеоне?

На бандонеоне играют сидя, опираясь на одно колено и, в отличие от аккордеона, его невозможно перемещать во время воспроизведения мелодий. Кроме того, игра на бандонеоне требует значительной физической силы, так как его мехи раскрываются намного больше, чем у аккордеона.

Также, кроме классического бандонеона, существует еще и:

  • диатонический, издающий немного другие звуки при открытии и закрытии мехов;
  • хроматический, имеющий аналогичное открытие и закрытие мехов, как у аккордеона.

В Аргентине используются только диатонические бандонеоны, которые среди других музыкальных инструментов, признаны настоящими королями.

Бандонеон... немецкий инструмент с великой аргентинской судьбой. Неподражаемый голос его и очертания - символы целого направления в музыке XX века. Иррациональный, пронзительный и чуткий музыкальный инструмент.

Существуют разнообразные версии о рождении бандонеона, который вполне можно считать прямым потомком немецкой концертины, достоверно изобретённой Карлом Фридрихом Улигом (Carl Friedrich Uhlig) в Хемнице (Chemnitz) около 1835 года.

Многие сходятся во мнении, что изобретение бандонеона возглавлял немецкий музыкант и торговец музыкальных инструментов Генрих Банд (Heinrich Band), родом из города Крефельда (Krefeld). Известно также, что Банд открыл свой магазин в 1843 году. Предположительно в 1846 году им мог быть продан первый бандонеон.

Духовой инструмент, состоящий из меха, деревянного корпуса и двух клавиатур поначалу был создан для бытового музицирования саксонцев. Считается также, что бандонеон задуман в качестве альтернативы органу, использующемуся в лютеранской церковной службе. Таким образом, бандонеон унаследовал фамилию своего вероятного создателя. Впрочем, встречались и иные вариации: бандонион, банденеон, бандолион, бандолеон, мандолин, мандолеон и другие.

В 1986 году исследователь бандонеона Мануэль Роман (Manuel Roman) предложил особую точку зрения на происхождение инструмента. Он утверждает, что родным отцом-создателем бандонеона был Карл Циммерманн (Carl Friedrich Zimmermann), а вовсе не Генрих Банд. Мануэль Роман основывается на газетном объявлении, данном Генрихом Бандом в 1850 году, в котором сообщается: "Любителям аккордеона: в нашем магазине представлены новейшего производства аккордеоны, существенно усовершенствованной модели, округлой или восьмиугольной формы, с 88 или 104 тонами...". Исследователь замечает, что наименования "бандонеон" в объявлении Генрихом Бандом не употребляется и не утверждается, что "существенно усовершенствованная модель" является его, Банда, собственным изобретением. Господин Роман также добавляет, что нет сведений о существовании в Крефельде тех лет некой фирмы, названием созвучной со словом "бандонеон" (гипотетической фирмы "Band Union"), что Генрих Банд был индивидуальным предпринимателем, не имевшим наёмных работников, способных помогать ему в делах изобретения и производства. Наконец, что Карл Циммерманн в 1849 году представил собственное изобретение, названное им "карсфельдская концертина" (Carlsfelder Konzertina) на Промышленной ярмарке в Париже и то могла быть пресловутая "существенно усовершенствованная модель", рекламируемая Генрихом Бандом годом позже.

Бандонеонных дел мастер Гарри Гюинс (Harry Geuns) предлагает свое объяснение, не лишённое известного изящества. Он говорит, что дошедшие до наших дней традиционные разновидности инструментов, имеют своих собственных отцов-изобретателей: "карсфельдская концертина" происходит от Карла Циммерманна, бандонеон "рейнской раскладки" (Rheinische tonlage) от Генриха Банда, а "хемницкая концертина" естественным образом - от Карла Улига.

Тут надо отметить, что бандонеону выпала судьба не вполне "светского" музыкального инструмента. Астор Пьяццолла говаривал на сей счёт так: "Бандонеон был изобретён в Германии, чтобы аккомпанировать церковной службе, но очень быстро нашёл себя в публичных домах Буэнос-Айреса". Гениальный вульгаризм от Астора...

Первые образцы прибыли в Буэнос-Айрес в конце XIX века, предположительно около 1870 года и при туманных обстоятельствах. Впрочем, любые спекуляции на эту тему имеют под собой логические объяснения. Одни говорят, что бандонеон был завезён в Аргентину немецким моряком. Другие, что то мог быть англичанин или бразильц. Некоторые уверяют, что это был Хосе Санта-Крус, один из солдатов генерала Бартоломе Митре, который возвращался с победоносной войны Тройственного союза, и был первым, кто овладел бандонеоном, выменяв его на одежду и продовольствие у немецкого матроса торгового судна в порту Рио-де-ла-Плата.

Теперь вопрос: почему бандонеон не прижился на немецкой земле и обрёл новую родину в "новом свете"? Один из возможных ответов таков, что новый музыкальный инструмент с весьма тривиальной внешностью просто не мог покорить сердца немцев. И, напротив, лишь в бурлящем "котле" молодой столицы молодое эмигрантское сердце могло вселить душу в небольшой деревянный ящик, наделив его голосом своей молодой Культуры.

Конструкция первых моделей бандонеонов была проще нынешних - то были инструменты с сорока четырьмя или пятьюдесятью тремя кнопками. На бандонеоне играли без сопровождения - для себя, в кругу семьи и друзей. Первым же, кто включил бандонеон в музыкальный ансамбль, был Доминго Санта-Крус, сын уже знакомого нам солдата. Флейты, гитары и скрипки (изредка мандолины и аккордеоны) составили первые ансамбли с участием бандонеона.

Очень скоро бандонеон стал "вытеснять" любые духовые инструменты, в первую очередь флейты, из музыкальных коллективов, более или менее профессионально исполняющих популярную и фольклорную музыку для увеселения. Первыми же "концертными площадками" для бандонеона по-видимому были внутренние пустыри посреди нагромождений ветхих жилищ линеарно спланированного города, которые назывались el barrios.

Постепенно вносились изменения в конструкцию инструмента - получил распространение бандонеон с семьдесят тремя кнопками (тридцать восемь кнопок на правой клавиатуре и тридцать три на левой). Бандонеон становится диатоническим в том смысле, что на "разжим" и на "сжим" меха звучат различные звуки.

По мнению исскуствоведа Оскара Зуччи (Oscar Zucchi) бандонеон обрёл особую художественную особенность - звучание бандонеона при открытии меха блестящее и ясное, а при закрытии звуки приглушены, хриповаты и сварливы. Бесконечная череда блаженства и порока.

Итак, в период между мировыми войнами в Аргентину из Германии были экспортированы десятки тысяч бандонеонов. Монополист, фирма "Alfred und Arnold", так и писала в своих рекламных проспектах - "идеальный инструмент для идеальной интерпретации аргентинского танго".

Танго, конечно, будет постарше бандонеона. Дитя рабов, ровесник джаза. Корни его глубоко уходят в фольклорные традиции африко-американского населения и коренных племён долин и плоскогорий - гаучо. Но в тоже время танго есть и плод европейских музыкальных традиций. Я согласен с композитором Густаво Бейтельманом в его мнении, что танго - суть продолжение традиций венского классицизма (Моцарт, Шуберт, Бетховен etc.). В конце концов нельзя в нём не найти сходства с испанскими хабанерой и фанданго, с итальянской вокальной музыкой, главным образом, неаполитанской.

Но в начале был ритм. Бандонеону было суждено насытить его гармониями своего терпкого баритона и мелодиями пронзительного сопрано. Ансамблевые роли других музыкальных инструментов претерпели в связи с распространениям бандонеона большие изменения. Струнные потеснились. Даже его величество фортепиано заскучало ("А король-то голый!"). Флейты вообще сбежали.

Бандонеон в танго - редкий пример совместной эволюции инструмента вместе с жанром музыки, начатой с чистого листа. Поколения Астора Пьяццоллы ещё не было на свете, когда бандонеон обрёл свои основные художественно-выразительные черты и приёмы игры. Равно как не были ещё задуманы методики игры и не записаны нотами первые пьесы для бандонеона. Преимущественно то были черты и приёмы, воспринятые в среде креольского музицирования. Инструмент и первые самобытные исполнители на нём были взаимно восприимчивы и быстро учились друг у друга.

Поскольку не было ещё компетентных учителей и школы игры, то в среде исполнителей на бандонеоне был даже выдуман особый буквенно-цифровой "шифр" написания музыкальной мысли. Этот шифр нашёл отражение на старинных моделях бандонеонов, все кнопки которых подписаны индивидуальным кодом. Сейчас это кажется анахронизмом, однако сто лет назад немногие музыканты портовых кварталов владели музыкальной грамотой.

(продолжение следует...)