Диафрагма фотоаппарата, светосила, относительное отверстие. Что есть что? Что такое светосила


Все мы знаем, что светосильные объективы – это хорошо. Во-первых, можно снимать при недостатке освещения, без необходимости задирать ISO или удлинять выдержку. Во-вторых, можно получать художественный эффект на фото и видео – за счет малой глубины резкости и красивого размытия фона. У многих из нас есть объективы со светосилой f/1,8, у некоторых – f/1,4 или даже f/1,2. Мы знаем, что «единица» - это не предел, мы слышали про объективы со светосилой f/0,95 (а иные счастливцы и имеют их в своем распоряжении). На рынке присутствуют редкие модели с f/0,8. А какая же максимальная светосила может быть у объектива теоретически?

Этой теме посвящен видеоролик Мэтта Грэнджера (Matt Granger).

Мэтт говорит о том, что как сейчас происходит гонка за высокие ISO (а чуть раньше – гонка мегапикселей), так в 60-е и 70-е годы прошлого века наблюдалась гонка за высокой светосилой. Вот объектив Zeiss 50mm F/0.7, который был сделан для NASA:

Легендарный режиссер Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick) использовал этот объектив в 1975 году – для съемки сцены в фильме Барри Линдон (Barry Lyndon), освещенной исключительно пламенем свечей.

А вот объектив со светосилой f/0,33. Он был сделан в 60-е годы, опять же компанией Zeiss, получил имя «Super-Q-Gigantar 40mm f/0.33», где Q – сокращение от Quatsch, что по-немецки означает «Чушь, бред, глупость». Неофициально же его дразнили «Франкенштейном».

На самом деле, этот объектив никогда не работал, по сути это весогабаритный макет, созданный для промоушена и определения реакции публики.

Но какой же может быть максимальная светосила – теоретически?

Поскольку формула определяет светосилу как фокусное расстояние, деленное на максимальную апертуру, теоретически можно сделать объектив с фокусным расстоянием 35 мм и апертурой 350 мм – пожалуйста, получится невероятная светосила f/0,1.

Беда в том, что «теоретически возможное» и «практически реализуемое» - в данном случае две очень далекие друг от друга вещи. Ведь мы говорим об объективе с апертурой 35 сантиметров (то есть, диаметр внешней линзы и оправы будут еще больше), который окажется еще и очень тяжелым. Глубина резкости будет исчислять даже не миллиметрами, а ничтожными долями миллиметров, остальные области будут размыты сильнейшим образом. С трудом можно придумать, для чего нужен такой объектив на практике.

Мэтт Грэнджер поговорил с разработчиками Zeiss, и те подтвердили – в принципе, если не брать во внимание вопросы стоимости и практической пользы, такой объектив сделать можно. Но он получится запредельно дорогим.

Время, когда качество камеры смартфона измеряли мегапикселями, прошло.

На смену этому параметру пришли более важные: светосила (диафрагма), фокусное расстояние, физический размер матрицы, возможности программного обеспечения камеры и другие. Большая часть фотографий сегодня делается именно камерой мобильного телефона, и при выборе нового гаджета ей уделяют немало внимания. Производители все чаще делают акцент на светосиле камеры смартфона. Если в характеристиках светосила объектива все чаще демонстрируется как преимущество, то о размере матрицы информации практически нет.

Что такое диафрагма?

В спецификациях диафрагма обозначается буквой f, и чем меньше значение, тем считается лучше. Например, если два смартфона имеют диафрагму f/1.7 и f/2.2, то при прочих равных первый должен сделать снимок более светлым и четким.

Диафрагма определяет размер отверстия, сквозь которое свет попадает на матрицу. Чем этот параметр будет меньше, тем больше света пройдет через объектив. Не менее важным параметром считается размер матрицы: если он минимален, то диафрагма не поможет сделать качественный снимок в темноте.

Актуальное значение диафрагмы

Значение параметра светосилы в среднем ценовом сегменте сегодня составляет 2. Этого достаточно, чтобы делать качественные детализированные фото в сумерках или темном помещении.

Увеличение диафрагменного числа приводит к уменьшению глубины резкости. Таким образом можно добиться размытия фона на портретных снимках, выделив объект на первом плане. Этот эффект получил название Боке и активно рекламируется как фишка современных гаджетов.

На смартфонах с поддержкой зуммирования указывается два значения диафрагмы в зависимости от степени зума. Первое число характеризует предельную диафрагму при съемке с максимальным углом, второй показатель указывает на граничное значение диафрагмы при съемке на телеобъективе. С изменением масштабирования меняется и уровень диафрагмы, поэтому указывается два значения параметра.

Современные смартфоны по значению светосилы уже достигли среднебюджетных фотоаппаратов «мыльниц», но при идентичном числе диафрагмы, размер матриц отличается в пользу фотоаппаратов. Несмотря на развитие технологий мобильной съемки, они выигрывают за счет размера матриц и других компонентов.

Если вы хотя бы немного занимались фотографией, если покупали новый фотоаппарат или объектив, вы, скорее всего, слышали о светосиле оптики. Дело в том, что светосила - очень важный критерий любого объектива. При покупке объектива именно на показатель светосилы обращают обычно особое внимание. Практически любой продавец в магазине будет «навяливать» наивному новичку светосильный объектив. И только лишь потому, что достаточно светосильные объективы дороже тех, у которых светосила не очень хорошая. К тому же, многие наивно полагают, что светосила может решить все проблемы, возникающие у фотографа в процессе его работы.

Вот о светосиле мы и решили поговорить с вами в нашей сегодняшней статье.

Для начала давайте разберемся, что же все-таки это такое - светосила. Если объяснять популярно, что называется, «на пальцах», то светосила - это способность объектива пропускать свет. Светосила показывает, какое максимально возможное количество света тот или иной объектив пропускает на матрицу цифровой фотокамеры или на фотопленку. Чем светосила у объектива больше, тем большее количество света проходит сквозь объектив. Стало быть, чем больше светосила объектива, тем больше возможностей делать качественные фотографии при условиях недостаточного освещения, не используя при этом дополнительные источники света, например фотовспышку, а так же и штатив для съемки на длительных выдержках.

От чего зависит светосила объектива? А зависит она, в первую очередь вот от этих параметров:

  • Диафрагма
  • Фокусное расстояние
  • Качество оптики

Сегодня мы не видим смысла углубляться в теорию физики (если вам это все-таки интересно, откройте учебник). Мы просто скажем, что светосила объектива - это отношение диаметра максимально широко открытого отверстия диафрагмы к фокусному расстоянию. Именно это соотношение и указывают на оправе объективов их производители. Скорее всего, вы обращали внимание на такие цифры на своем объективе: 1: 1,2, 1:1,4, 1:1,8 1:2,8, 1:5,6 и тому подобные. Чем это соотношение больше, тем больше светосила объектива. К светосильным можно отнести объективы, у которых этот показатель 1:2,8, 1:1,8, 1:1,4 и больше.

Для общего интереса можно сказать, что объектив, который считается самым светосильным в мире, был изготовлен в 1966 году для NASA и использовался он для фотографирования темной стороны Луны. Назывался этот объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7. Его светосила была равна 1: 0,7. Этот объектив был изготовлен всего в десяти экземплярах.

Даже начинающий фотограф, не говоря уж о профессионалах, наверняка знает, что самыми светосильными объективами являются портретные объективы, у которых фиксированное фокусное расстояние (для краткости объективы с постоянным фокусным расстоянием на языке профессионалов принято называть фиксами). Подобный объектив должен иметь каждый фотограф, который считает себя мастером фотографии. У таких светосильных фиксов есть одно неоспоримое преимущество. И оно весьма существенно. Заключается это преимущество в том, что светосильные фиксы достаточно доступны по своей стоимости. И, к тому же, если их сравнить со светосильными зумами - фиксы порой даже качественнее их и способны создавать очень даже замечательную картинку.

Объективы с хорошей светосилой прекрасно подходят для съемки портретов, так как они дают достаточно небольшую глубину резко изображаемого пространства. А это, как известно, для портретной съемки очень важно.

Какой же портретный объектив лучше всего выбрать для работы? Со светосилой 1: 1,2, 1:1,4 или 1:1,8?

Как мы уже сегодня говорили, новички в фотоделе обычно стараются приобрести себе более светосильный объектив. И продавцы охотно предлагают им такие объективы, ведь они стоят весьма недешево, а это, конечно же, очень выгодно магазину. Но вот как раз тут и возникает вопрос: нужно ли в значительной степени переплачивать за объектив, имеющий диафрагму f/1.4, если в реальной практике вы вряд ли будете пользоваться ей?

Глубина резко изображаемого пространства на снимке зависит напрямую от светосилы объектива, которым вы снимаете. Вот поэтому при съемке с диафрагмой f/1,2, f/1,4, и f/1,8 плоскость фокуса весьма невелика. В этом случае очень велик риск того, что не весь объект съемки попадет в эту плоскость. Вот, например, как на этом снимке.

Его автор считает, что он испортил этот кадр. Снимал он его с полностью открытой диафрагмой f/1,2. И именно поэтому не попал в фокус, и картинка получилась нерезкой. А вот этот снимок был сделан им же, но уже с диафрагмой f/2,8. Как вы видите, фотография получилась достаточно хорошей: и фон размыт, и лицо модели изображено резко.

Вообще диафрагму f/1,2 нужно использовать только в самых исключительных случаях. Например, в случае реальной нехватки света для съемки. Да и то это помогает далеко не всегда. Чаще бывает проще просто повысить светочувствительность (поднять значение ISO). Особенно это актуально в том случае, если вы работаете полноформатной фотокамерой. Даже снимая объективом с фиксированным фокусным расстоянием в 50 мм. при диафрагме f/2,8 легко можно не попасть в зону резкости. И тогда некоторые детали фотографируемого объекта на снимке будут нерезкими. Поэтому мы всегда рекомендуем в этом случае несколько перестраховаться и снимать при хорошем освещении на диафрагме не меньше чем f/3,2.

Ну, и в заключение нашей статьи давайте кратко подведем итоги рассказанного в ней.

Итак, светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием идеально подходят для съемки портретов. Именно по этой причине такой объектив мы настоятельно рекомендуем иметь каждому фотографу.

Когда будете покупать светосильный объектив, не поддавайтесь на уговоры продавцов и на заявленную светосилу 1:1,2 или 1:1,4. Снимать на такой диафрагме вам вряд ли придется. А если и придется, то очень и очень в редких случаях. Вот почему, если у вас всё же есть выбор между объективом со светосилой 1:1,2, 1:1.4 и 1:1,8 - не тратьте зря свои деньги на покупку того, что вам совершенно не нужно. В практической работе вполне хватает объектива со светосилой 1:1,8.

Материал скопирован с любезного разрешения автора.

Думаю вы часто слышали такие слова как «светосила объектива» .

Давайте разберемся что же это такое. Светосила говорит о том, какое количество света может пройти через фотообъектив и попасть на матрицу фотокамеры. Чем больше светосила у объектива, тем больше возможностей при фотосъемке в ситуациях с плохим освещением без использования штатива или вспышки.

Светосила объектива зависит от трех параметров:

  • фокусное расстояние
  • диафрагма
  • качество оптики

Отношение диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию называется светосилой (геометрическая светосила объектива). Именно эта светосила оптики и указываются на объективах, думаю вы видели подписи – 1:1.4, 1:2.8, 1:5.6 и т.д.. Конечно, чем больше соотношение, тем больше и светосила объектива (соотношение 1:1.4 больше чем соотношение 1:3.5).

Самый светосильный объектив, был выпущен для NASA в 1966 году и использовался для съемки темной стороны луны. Он назывался Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 и его светосила равнялась 1:0.7, их было изготовлено десять штук.

Портретный объектив с фиксированным фокусным расстоянием — один из самых светосильных. Светосильные фиксы относительно дешевые, например если их сравнивать с светосильным зум-объективом.

Светосильный объектив идеально подходит для портретов, они дают небольшую глубину резкости , что важно для портретной фотографии .

Какой объектив выбрать, со светосилой 1.2, 1.4 или 1.8?

Новичкам обычно хочется купить более светосильный объектив, который стоит намного дороже. Но нужно ли платить за диафрагму f/1.4 если вы ее не будете использовать!?

Глубина резкости (сокращенно ГРИП) зависит от того, насколько светосильный объектив, потому снимая при диафрагме f/1.2, f/1.4 или f/1.8 фокусная плоскость довольно мала, и ваш объект съемки может оказаться вне фокусной плоскости.

Диафрагму f/1.2 нужно использовать когда не хватает света, правда это не всегда решает проблему, легче поднять ISO , особенно если у вас полноформатный фотоаппарат . Иногда, даже на 50мм с диафрагмой f/2.8 многие детали могут оказаться не в фокусе, потому лучше перестраховываться, и использовать диафрагму не менее f/3.2:

Итак

Светосильный объектив идеален для портретной фотосъемки.

– это один из основных параметров, на который следует обращать внимание при выборе объектива (наравне с ). Светосила оптической системы показывает степень ослабления светового потока. Другими словами, светосила показывает, какую часть светового потока способна пропустить система линз объектива.

Дело в том, что часть светового потока при прохождении через объектив рассеивается и отражается от линз, часть света – поглощается материалом, из которого изготовлены линзы (стекло, оптическая пластмасса). Поэтому световой поток ослабляется за счет этих чисто физических характеристик.

Другой основной параметр, который определяет светосилу объектива – значение максимально открытого относительного отверстия . Чем сильнее можно открыть диафрагму (чем меньшее диафрагменное значение выставить), тем большее максимальное количество света может пропустить объектив. Так, объектив с маркировкой f1.8 (или 1:1.8) будет считаться более светосильным, чем объектив с маркировкой f2.8 (1:2.8).

Зачастую для простоты восприятия светосилу объектива попросту определяют значением максимально , которое позволяет выставить этот объектив. На самом деле светосила – это внутренняя характеристика конструктива объектива, и относительное отверстие диафрагмы выполняет лишь часть функций по определению светосилы объектива.

Тем не менее, чисто с практической точки зрения гораздо проще сравнивать объективы по максимально возможному значению открытой диафрагмы. Поэтому с этого момента я буду отождествлять понятия «светосила объектива» и «максимально открытая диафрагма, которую позволяет выставить объектив».

Таким образом, светосила объектива может выражаться значением максимально открытой диафрагмы. Светосила объектива всегда указывается в технических характеристиках при описании объектива, а также маркируется на самом объективе возле передней линзы. Поэтому когда вы видите название объектива Canon 24-70 f2.8, то f2.8 – это и есть значение светосилы. Это означает, что при съемке с таким объективом вы сможете открыть диафрагму максимум до значения 2.8. То есть у вас не будет технической возможности снимать с диафрагмой 2.0 или 1.8 и т.д.

Светосильными считаются объективы, при использовании которых можно снимать на значениях диафрагмы f1.2-f2.8. Объективы со светосилой f3.5-f6.3 уже не считаются светосильными, еще их называют «темными», поскольку они способны пропускать меньшее количество света. Такие топовые производители фотооптики как Carl Zeiss и Leica выпускают модели объективов с еще большей светосилой – f0,7 и f0,95. Наиболее распространенными светосильными объективами среди фотографов являются объективы со значением светосилы f1.4-f2.8.


Светосила объектива
может быть постоянной и переменной . Объективы с постоянной светосилой позволяют максимально открывать диафрагму до одного и того же значения. Например, объектив Canon 70-200 f4.0 позволяет выставлять диафрагму 4.0, независимо от выставленного фокусного расстояния. При съемке с фокусным расстоянием и 70 мм, и 135 мм, и 200 мм вы сможете сделать снимок с диафрагмой 4.0. Объективы-фиксы (с постоянным фокусным расстоянием) автоматически обладают постоянной светосилой.

Существуют зуммированные объективы с переменной светосилой , которая зависит от выставленного фокусного расстояния. Чем больше выставлено фокусное расстояние, тем хуже параметр светосилы. Например, объектив Canon 18-135 mm F 3.5-5.6 позволяет открыть диафрагму до значения f3.5 при съемке с фокусным расстоянием 18 мм, а вот при съемке с фокусным расстоянием 135 мм вы сможете максимально открыть диафрагму только до значения f5.6. Обычно такие объективы обладают пониженной стоимостью и худшими оптическими качествами.

На что влияет светосила объектива ? Почему она считается такой важной характеристикой и фотографы готовы платить десятки тысяч за светосильную оптику? Все преимущества светосильных объективов завязаны на значении диафрагмы. Вспомните, на что влияет диафрагма при съемке: количество света, пропущенное через объектив, и в кадре.

Итак, покупая объектив с большей светосилой, вы сможете сильнее открыть диафрагму. Значит, вы сможете пропустить большее количество света (появляется возможность снимать при недостаточном освещении). Также чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше оказывается глубина резкости в кадре (сильнее размываются объекты, не попавшие в зону фокусировки). Именно поэтому хорошими портретными объективами считаются объективы со светосилой f1.4-f2.8.

Вы можете заметить, что производители фотооптики выпускают линейку объективов с аналогичным фокусным расстоянием, но разной светосилой. Причем, чем больше светосила, тем дороже стоит объектив, а прирост по стоимости значительный. Например, сравним цены на объективы Canon с фокусным расстоянием 50 мм. Так, объектив 50 мм 1.8 стоит 3500-4000 рублей, объектив 50 мм 1.4 стоит около 13500 рублей, а объектив 50 мм со светосилой 1.2 продается по цене почти 48000 рублей. Данные приведены по состоянию на февраль 2013 г.

Как мы выяснили, в большинстве случаев чем больше светосила объектива, тем лучше, потому что:

— можно снимать в худших условиях освещения;

— можно снимать с меньшей ГРИП.

С другой стороны, за дополнительную светосилу нужно выложить немаленькие деньги. Поэтому при выборе объектива взвешивайте все «за» и «против».

Грамотно выбирайте объектив и хороших вам снимков!